Главная
→
Сведения об образовательной организации
→
Структура и органы управления образовательной организацией
Структура и органы управления образовательной организацией
Структура управления образовательного учреждения Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Школьный коллектив, объединяющий учащихся и работников школы, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) и широкой общественностью. Формами самоуправления школы являются: Педагогический совет школы (состоящий из работников образовательного учреждения), Общее собрание трудового коллектива, ученическое самоуправление. В Уставе школы, в положениях «Положение о педагогическом совете школы», «Положение об общем собрании трудового коллектива» четко определены прерогативы, полномочия различных органов самоуправления школой, а также разграничены полномочия между различными формами самоуправления школой и администрацией школы. Администрация представлена руководителем школы — директором, осуществляющим непосредственное руководство учреждением. Данная структура управления школой в полной мере отвечает принципам самоуправления и единоначалия и соблюдения, основных прав всех участников образовательного процесса. Администрация учреждения в лице директора и заместителей прошла соответствующую аттестацию по должности руководителей учреждения образования, курсовую подготовку и имеет необходимые удостоверения по безопасности организации труда. Учебно-воспитательный процесс в школе, в части организации учебных занятий, рассматривался через экспертизу учебного плана школы, образовательных программ, реализуемых школой, расписания учебных занятий, классных журналов и нормативной документации педагогических работников школы. Коллегиальные органы управления 1. Общее собрание трудового коллектива – высший коллегиальный орган управления школы рассматривает и обсуждает вопросы стратегии развития школы, регулирует трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками. Проводиться не реже 1-ого раза в год 2. Совет Школы – осуществляет общее руководство деятельностью школы. Проводиться не реже 2-х раз в год.
3. Педагогический совет — осуществляет общее руководство образовательным процессом, решает вопросы, касающиеся качества знаний, умений и навыков учащихся, повышение квалификации учителей, их научно – педагогического и методического уровня. Рассматривает и принимает решения, касающихся развития образования в школе. Проводиться не реже 4-х раз в год.
Управленческая система ОУ представлена следующим образом: Распределение административных обязанностей в педагогическом коллективе. Директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с ее Уставом и законодательством РФ. Определяет структуру управления школой, должностные обязанности работников. Координирует деятельность всех подчиненных структур и их руководителей: Зам. директоров, социальную защиту учащихся и охрану детства, преподаватель-организатор ОБЖ, зав. библиотекой. Директор школы обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество всех внутренних структур с органами местного самоуправления и вышестоящими органами. Формы координации деятельности аппарата управления ОУ: — Педагогический совет (анализ работы, диагностика, корректировка результатов, решение, выполнение решений) -Совещание при директоре — Планы работы (годовой, на четверть, на неделю всех подструктур, ВШК) -Приказы и распоряжения ОУ.
Организационная структура управления Организация управленческой деятельности в школе осуществляется на основе демократизации процессов управления, сочетания управления и самоуправления, исходя из задач, поставленных перед администрацией и коллективом школы. Организационная структура управляющей системы школы состоит из четырех уровней управления. Первый уровень: Директор как главное административное лицо, осуществляющее непосредственное руководство школой и несущее персональную ответственность за все, что делается в школе всеми субъектами управления. На этом же уровне находятся коллегиальные и общественные органы управления: Педагогический совет – высший орган педагогического самоуправления, членами которого являются все учителя и педагогические работники школы, а председателем – директор. На своих заседаниях педсовет рассматривает сложные педагогические и методические вопросы, проблемы организации учебно-воспитательного процесса, определяет порядок промежуточной и итоговой аттестации учащихся; Общее собрание трудового коллектива – высший орган трудового коллектива, на котором обсуждается и принимается Устав школы, обсуждаются и принимаются «Правила внутреннего распорядка», принимается решение о необходимости заключения коллективного договора его последующее утверждение и т.п. Второй уровень – заместители директора школы по УВР, воспитательной работе, АХЧ, социальный педагог, организатор ОБЖ и органы, входящие в сферу влияния каждого из членов организации: аттестационная комиссия, совет по профилактике правонарушений. Через этих членов школьной администрации директор осуществляет опосредованное руководство школьной системой.
Третий уровень – классные руководители, руководители школьных методических объединений и творческих групп, которые, с одной стороны, выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействие с органами общественного управления и самоуправления, а также с родителями, а с другой стороны, осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе и формируют, и развивают деловые качества учащихся. Руководство на этом уровне часто совпадает с лидерством, влияние которого шире по значению и богаче по содержанию, чем обычное управленческое влияние. Четвертый уровень – учащиеся, органы ученического самоуправления в классах, члены кружков. Участие учащихся в управляющей системе школы и класса обеспечивает формирование и развитие организаторских способностей и деловых качеств личности. Функциональные обязанности каждого члена администрации четко определены, что помогает им проявлять самостоятельность при принятии управленческих решений, повышает ответственность за свою деятельность. Есть все основания утверждать, что в школе сложилась управленческая команда с довольно высоким уровнем профессионализма, владеющая вариативными технологиями управленческой деятельности, довольно эффективно сотрудничающая с учащимися, родителями, работниками школы и общественностью, которые привлекаются к управлению школой в рамках различных структур, обеспечивающих режим функционирования и развития школы. С целью осуществления связей в структуре управляющей системы: педагогический совет (первый уровень) рассматривает наиболее актуальные проблемы, реализацию и выбор средств для решения выявленных проблем, а методические объединения (второй уровень)– конкретизируют решение этих проблем в преподавании учебных предметов.
В основе принятия управленческих решений лежат результаты внутришкольного контроля, в системе которого выделяются два направления: 1.Учебно-воспитательный процесс: — контроль за выполнением программы всеобуча — контроль за состояние преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ и достижения государственного стандарта образования; — контроль за реализацией права учащихся на получение образования; — контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся; — контроль за качество знаний, умений и навыков учащихся; — контроль за внеклассной работой по предметам; — контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном процессе. 2.Педагогические кадры: — контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов; — контроль за работой методических объединений; — контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений; — контроль за самообразованием учителей; — контроль за состоянием методической работы; — контроль за повышением квалификации учителей. |